На главную
Новости спорта
Персоны
Спортсооружения
Интервью
Архив
на CPV.ru

 

Реклама на сайте:
Архив газеты. №14

РАЗНОЕ

Ранняя история шахмат

ИСТОРИЧЕСКИЕ свидетельства показывают, то игры, существование которых исчисляются тысячелетиями, проходили постепенный и при том очень медленный путь развития из каких-то более простых, первоначальных форм. Уже при раскопках одного из древнейших городов мира - Мохенджо-Даро (Индия), существовавшего за несколько тысячелетий до нашей эры, археологи нашли шашки и игральные кости. Подобные фигурки-шашки были характерны для древнего Египта и древнего Рима.
И все же, судя по всем данным, родиной шахмат является именно Индия. Об этом говорят многочисленные легенды; в комплект шахмат входят типичные для Индии слоны; в старинных рукописях встречаются упоминания о какой-то первоначальной форме шахматной игры, называвшейся чатуранга. "Чатуранга" переводится как "четырехсоставной", и этим словом индийцы обозначали армию, состоявшую из четырех видов войск: боевые слоны, конница, боевые колесницы, пехота.
Имеются веские основания полагать, что чатуранга сложилась в северо-западной Индии (в областях Пенджаб и Кашмир) во II - IV веках нашей эры. Эта игра была близка к шахматам, но не обладала их нынешней расстановкой, ровно как и полным комплектом фигур (не было ферзей), а главное - разыгрывалась при помощи игральной кости и значительно отличалась от шахмат своим содержанием (целью ее был не "мат", а уничтожение всех неприятельских фигур).
Мнения историков об этой игре расходятся. Одни утверждают, что это и есть древняя форма шахмат. Другие - наоборот, полагают, что это более поздняя форма.
Тщательное изучение и сопоставление имеющихся фактов приводит к выводу, что в областях Средней Азии, которые граничили с северо-западной Индией и составляли тогда вместе с ней одно государство, на основе какой-то формы индийской чатуранги сложилась новая более совершенная игра - шатранг. Число фигур и их расстановка на доске приобрели современный вид. Такими же, как сейчас, стали ходы короля, ладьи и коня. Но были и существенные различия: ферзь передвигался лишь на одно поле по диагонали, слон совершал прыжок по диагонали через одно поле, пешки не имели права двойного хода, не было рокировки. И все же шатранг - это уже шахматы. Движение фигур в этой средневековой форме шахмат определялись уже не показаниями игральной кости, а разумением играющих. Целью игры стал мат неприятельскому королю.
Первое упоминание о шатранге как уже сложившейся игре встречается в среднеазиатской литературе около 600 года, а в последующие два столетия, по мере того как шатранг становится в Средней Азии все более популярным, число свидетельств постепенно возрастает. Появляются даже целиком посвященные шатрангу рукописи - с записью дебютов и задач.
Сделав вначале свой основополагающий вклад в создание шахмат, Индия в дальнейшем уступила развитие и преобразование чатуранги Средней Азии. Эти ранние формы игры быстро распространились в сопредельных с Индией и Средней Азией странах. Там они в ряде случаев, например в Китае, получили своеобразное, отличающееся от шатранга, развитие.
В VII веке с игрой познакомились завоеватели Иранской монархии и части Средней Азии - арабы. В их произношении игра стала называться шатрандж. И именно при них в IX - X веках он достиг своей высшей точки развития.
В южную Европу (Испанию, Францию, Италию) шатрандж проник примерно в X веке. В Испанию, несомненно, - чуть раньше. Каких-то существенных изменений в правилах до 1200 года не происходило. Можно отметить лишь появление двуцветных досок с белыми и черными полями - на Востоке доски были одноцветными. А с XIII века начинаются настойчивые попытки убыстрить игру. Сперва укоренился двойной ход пешки в начале партии, затем разрешенный один раз в партии прыжок короля через одно поле (что впоследствии привело к появлению рокировки), и также прыжок ферзя. Поиски лучших форм продолжались 2 - 3 столетия. И в результате к концу XV века как-то неожиданно появились дальнобойные слон и ферзь. Реформа, скорее всего, произошла в Италии, которая в то время была центром шахматной активности.
Первые десятилетия XVIII века не отмечены в истории шахмат ничем значительным. Лишь в 30 - 40-х годах появляются достойные упоминания факты. Гением той эпохи был, бесспорно, француз Филидор. Славу ему принесла не столько его практическая деятельность, сколько разработанная им новая теория. Он первый заговорил о том, что шахматная партия - это не цепь случайных ходов, а стройная система со своей внутренней жесткой логикой. Он первый по достоинству оценил роль пешки в шахматной партии. Вместе с тем, эта система имела и свои "минусы". Но опровергнуть ее удалось далеко не сразу. Итальянская "школа", самым ярким представителем которой был Андерсен, окончательно сдалась в XIX веке.
А сделал это американец Поол (Пауль) Морфи. Позиционной игре Фелидора он противопоставил яркую комбинацию. Но в отличие от итальянцев, комбинации у Морфи более продуманы и построены на здоровой позиционной основе, являясь следствием правильно разыгранного дебюта. Морфи руководствовался в своей игре "общими принципами", о которых его современники еще не имели никакого понятия.
О стиле игры русских шахматистов можно реально судить лишь начиная с 20-х годов XIX века, когда увидела свет книга Александра Петрова "Шахматная игра, приведенная в системный порядок". Она знаменовала рождение русской "школы" шахмат. Вместе с тем, есть очень веские основания считать, что шахматы на Руси появились задолго до того, как они проникли в Европу. Возможно - напрямую из Индии или Средней Азии.
Если Петров был зачинателем "школы", то ее самым ярким представителем - Михаил Чигорин. Для Чигорина характерно, прежде всего, внимание к эстетической стороне шахмат. По своим взглядам на принципы игры он опередил не только тогдашнего чемпиона мира Стейница, но и шахматистов более поздних эпох.
Огромное влияние на развитие шахмат оказал первый официальный чемпион мира чех Стейниц. В начальный период своей карьеры он был приверженцем Морфи, однако с годами стал более осторожным - стремился с замкнутой игре. Изучая партии своих соперников, он находил в них много недостатков. И пришел к неожиданному выводу: комбинационный стиль не столь всемогущ, как считали раньше. Для успеха в партиях того времени необходимо было "содействие" соперника - его ошибки. А заключались они в пренебрежении позицией, неправильной стратегии.
Творчество чемпионов мира, как правило, опережало развитие шахмат своей эпохи. Но с Эммануилом Ласкером дело обстояло несколько иначе. Характерных особенностей его игры очень долго не понимали. Выигрыш у престарелого Стейница не казался достаточно веским аргументом в его пользу. Ласкеру потребовалось побеждать еще в ряде крупных турниров. В чем источник ласкеровской силы? Он, разумеется, был сильным практиком, подкрепляя свою игру теоретическими разработками. Он в отличие от Стейница большое внимание уделял "человеческому фактору" - пытался использовать человеческие слабости. Справедливо полагая, что у каждого из его соперников есть определенные недочеты в игре. Он постоянно присматривался к ходам соперника, стремясь уловить в них, прежде всего, психологическую подоплеку.
Стареющего Ласкера в 1921 году на шахматном троне сменил кубинский мастер Хозе Рауль Капабланка. Его часто называли "маэстро шахмат". Бросающейся в глаза особенностью игры Капабланки была ее легкость. Однако в этой легкости была скрытая сила. Он, в первую очередь, был позиционным шахматистом. И в то же самое время он был почти исключительно практиком. Уже в 1914 году он выработал стиль, который стал его визитной карточкой. Переигрывая своих соперников в определившихся позициях, хорошо проводя эндшпиль, он настолько уверовал в свою непогрешимость, что сознательно начал стремиться к упрощениям, быстрому переходу в эндшпиль. Отношение к нему в мире было двойственным: многим из его творчества нельзя было не восхищаться, но очень трудно следовать. К тому же очень многих не устраивал путь развития шахмат, предлагаемый кубинцем. Любителей шахмат не устраивало то, что Капабланка предполагал свести игру к нескольким определенным позициям, позволяющим вести точный математический рассчет.
В этом отношении матч Алехин - Капабланка был столкновением двух принципиально противоположных направлений. С одной стороны выступал "логик" Капабланка, с другой - поборник творческого начала Александр Алехин.
Победил представитель русской "школы".
Алехина, в первую очередь, выгодно отличали от предшественников универсальность в игре и надлежащая гармонизация в его творчестве художественных элементов, из которых складываются шахматы. Алехин поднял искусство комбинации на новую, еще более высокую ступень. Вместе с тем, он хорошо понимал, что для победы одних лишь комбинаций мало. И он взялся за теории дебюта и эндшпиля, превзойдя в конечном итоге своих оппонентов и в этих компонентах. Его козырь - инициатива как при игре белыми, так и черными. Одним словом, Александру Алехину удалось первым соединить в шахматах воедино точную науку и искусство.
Первостепенное значение для теории шахмат имеют труды шестого чемпиона мира М.Ботвинника. К разработке дебютов он подошел как к научному труду, требующему тщательной проверки, анализа, творческих изысканий. Главная его заслуга состоит в том, что он изучил и систематизировал множество позиций, возникающих хотя и в разных дебютах, но решаемых адекватно. Он первый доказал, что дебют - это не застывшая схема, а постоянно развивающийся организм.
Последующие годы в истории шахмат характеризовались тем, что за одним лишь исключением - американец Роберт Фишер - чемпионами мира становились исключительно представители русской школы шахмат. Последним - 13 чемпионом - стал Гарри Каспаров. После этого в шахматном мире произошел раскол. Но это уже не ранняя, а новейшая история этой одной из древнейших игр.

 

Copyright © 2003 "Спортивный Череповец"

Перепечатка авторских материалов без разрешения редакции запрещена.
При использовании или частичном использовании материалов ссылка обязательна.

Rambler's Top100