РАЗНОЕ
Ранняя история шахмат
ИСТОРИЧЕСКИЕ свидетельства показывают, то игры, существование которых исчисляются
тысячелетиями, проходили постепенный и при том очень медленный путь развития
из каких-то более простых, первоначальных форм. Уже при раскопках одного из
древнейших городов мира - Мохенджо-Даро (Индия), существовавшего за несколько
тысячелетий до нашей эры, археологи нашли шашки и игральные кости. Подобные
фигурки-шашки были характерны для древнего Египта и древнего Рима.
И все же, судя по всем данным, родиной шахмат является именно Индия. Об этом
говорят многочисленные легенды; в комплект шахмат входят типичные для Индии
слоны; в старинных рукописях встречаются упоминания о какой-то первоначальной
форме шахматной игры, называвшейся чатуранга. "Чатуранга" переводится
как "четырехсоставной", и этим словом индийцы обозначали армию, состоявшую
из четырех видов войск: боевые слоны, конница, боевые колесницы, пехота.
Имеются веские основания полагать, что чатуранга сложилась в северо-западной
Индии (в областях Пенджаб и Кашмир) во II - IV веках нашей эры. Эта игра была
близка к шахматам, но не обладала их нынешней расстановкой, ровно как и полным
комплектом фигур (не было ферзей), а главное - разыгрывалась при помощи игральной
кости и значительно отличалась от шахмат своим содержанием (целью ее был не
"мат", а уничтожение всех неприятельских фигур).
Мнения историков об этой игре расходятся. Одни утверждают, что это и есть древняя
форма шахмат. Другие - наоборот, полагают, что это более поздняя форма.
Тщательное изучение и сопоставление имеющихся фактов приводит к выводу, что
в областях Средней Азии, которые граничили с северо-западной Индией и составляли
тогда вместе с ней одно государство, на основе какой-то формы индийской чатуранги
сложилась новая более совершенная игра - шатранг. Число фигур и их расстановка
на доске приобрели современный вид. Такими же, как сейчас, стали ходы короля,
ладьи и коня. Но были и существенные различия: ферзь передвигался лишь на одно
поле по диагонали, слон совершал прыжок по диагонали через одно поле, пешки
не имели права двойного хода, не было рокировки. И все же шатранг - это уже
шахматы. Движение фигур в этой средневековой форме шахмат определялись уже не
показаниями игральной кости, а разумением играющих. Целью игры стал мат неприятельскому
королю.
Первое упоминание о шатранге как уже сложившейся игре встречается в среднеазиатской
литературе около 600 года, а в последующие два столетия, по мере того как шатранг
становится в Средней Азии все более популярным, число свидетельств постепенно
возрастает. Появляются даже целиком посвященные шатрангу рукописи - с записью
дебютов и задач.
Сделав вначале свой основополагающий вклад в создание шахмат, Индия в дальнейшем
уступила развитие и преобразование чатуранги Средней Азии. Эти ранние формы
игры быстро распространились в сопредельных с Индией и Средней Азией странах.
Там они в ряде случаев, например в Китае, получили своеобразное, отличающееся
от шатранга, развитие.
В VII веке с игрой познакомились завоеватели Иранской монархии и части Средней
Азии - арабы. В их произношении игра стала называться шатрандж. И именно при
них в IX - X веках он достиг своей высшей точки развития.
В южную Европу (Испанию, Францию, Италию) шатрандж проник примерно в X веке.
В Испанию, несомненно, - чуть раньше. Каких-то существенных изменений в правилах
до 1200 года не происходило. Можно отметить лишь появление двуцветных досок
с белыми и черными полями - на Востоке доски были одноцветными. А с XIII века
начинаются настойчивые попытки убыстрить игру. Сперва укоренился двойной ход
пешки в начале партии, затем разрешенный один раз в партии прыжок короля через
одно поле (что впоследствии привело к появлению рокировки), и также прыжок ферзя.
Поиски лучших форм продолжались 2 - 3 столетия. И в результате к концу XV века
как-то неожиданно появились дальнобойные слон и ферзь. Реформа, скорее всего,
произошла в Италии, которая в то время была центром шахматной активности.
Первые десятилетия XVIII века не отмечены в истории шахмат ничем значительным.
Лишь в 30 - 40-х годах появляются достойные упоминания факты. Гением той эпохи
был, бесспорно, француз Филидор. Славу ему принесла не столько его практическая
деятельность, сколько разработанная им новая теория. Он первый заговорил о том,
что шахматная партия - это не цепь случайных ходов, а стройная система со своей
внутренней жесткой логикой. Он первый по достоинству оценил роль пешки в шахматной
партии. Вместе с тем, эта система имела и свои "минусы". Но опровергнуть
ее удалось далеко не сразу. Итальянская "школа", самым ярким представителем
которой был Андерсен, окончательно сдалась в XIX веке.
А сделал это американец Поол (Пауль) Морфи. Позиционной игре Фелидора он противопоставил
яркую комбинацию. Но в отличие от итальянцев, комбинации у Морфи более продуманы
и построены на здоровой позиционной основе, являясь следствием правильно разыгранного
дебюта. Морфи руководствовался в своей игре "общими принципами", о
которых его современники еще не имели никакого понятия.
О стиле игры русских шахматистов можно реально судить лишь начиная с 20-х годов
XIX века, когда увидела свет книга Александра Петрова "Шахматная игра,
приведенная в системный порядок". Она знаменовала рождение русской "школы"
шахмат. Вместе с тем, есть очень веские основания считать, что шахматы на Руси
появились задолго до того, как они проникли в Европу. Возможно - напрямую из
Индии или Средней Азии.
Если Петров был зачинателем "школы", то ее самым ярким представителем
- Михаил Чигорин. Для Чигорина характерно, прежде всего, внимание к эстетической
стороне шахмат. По своим взглядам на принципы игры он опередил не только тогдашнего
чемпиона мира Стейница, но и шахматистов более поздних эпох.
Огромное влияние на развитие шахмат оказал первый официальный чемпион мира чех
Стейниц. В начальный период своей карьеры он был приверженцем Морфи, однако
с годами стал более осторожным - стремился с замкнутой игре. Изучая партии своих
соперников, он находил в них много недостатков. И пришел к неожиданному выводу:
комбинационный стиль не столь всемогущ, как считали раньше. Для успеха в партиях
того времени необходимо было "содействие" соперника - его ошибки.
А заключались они в пренебрежении позицией, неправильной стратегии.
Творчество чемпионов мира, как правило, опережало развитие шахмат своей эпохи.
Но с Эммануилом Ласкером дело обстояло несколько иначе. Характерных особенностей
его игры очень долго не понимали. Выигрыш у престарелого Стейница не казался
достаточно веским аргументом в его пользу. Ласкеру потребовалось побеждать еще
в ряде крупных турниров. В чем источник ласкеровской силы? Он, разумеется, был
сильным практиком, подкрепляя свою игру теоретическими разработками. Он в отличие
от Стейница большое внимание уделял "человеческому фактору" - пытался
использовать человеческие слабости. Справедливо полагая, что у каждого из его
соперников есть определенные недочеты в игре. Он постоянно присматривался к
ходам соперника, стремясь уловить в них, прежде всего, психологическую подоплеку.
Стареющего Ласкера в 1921 году на шахматном троне сменил кубинский мастер Хозе
Рауль Капабланка. Его часто называли "маэстро шахмат". Бросающейся
в глаза особенностью игры Капабланки была ее легкость. Однако в этой легкости
была скрытая сила. Он, в первую очередь, был позиционным шахматистом. И в то
же самое время он был почти исключительно практиком. Уже в 1914 году он выработал
стиль, который стал его визитной карточкой. Переигрывая своих соперников в определившихся
позициях, хорошо проводя эндшпиль, он настолько уверовал в свою непогрешимость,
что сознательно начал стремиться к упрощениям, быстрому переходу в эндшпиль.
Отношение к нему в мире было двойственным: многим из его творчества нельзя было
не восхищаться, но очень трудно следовать. К тому же очень многих не устраивал
путь развития шахмат, предлагаемый кубинцем. Любителей шахмат не устраивало
то, что Капабланка предполагал свести игру к нескольким определенным позициям,
позволяющим вести точный математический рассчет.
В этом отношении матч Алехин - Капабланка был столкновением двух принципиально
противоположных направлений. С одной стороны выступал "логик" Капабланка,
с другой - поборник творческого начала Александр Алехин.
Победил представитель русской "школы".
Алехина, в первую очередь, выгодно отличали от предшественников универсальность
в игре и надлежащая гармонизация в его творчестве художественных элементов,
из которых складываются шахматы. Алехин поднял искусство комбинации на новую,
еще более высокую ступень. Вместе с тем, он хорошо понимал, что для победы одних
лишь комбинаций мало. И он взялся за теории дебюта и эндшпиля, превзойдя в конечном
итоге своих оппонентов и в этих компонентах. Его козырь - инициатива как при
игре белыми, так и черными. Одним словом, Александру Алехину удалось первым
соединить в шахматах воедино точную науку и искусство.
Первостепенное значение для теории шахмат имеют труды шестого чемпиона мира
М.Ботвинника. К разработке дебютов он подошел как к научному труду, требующему
тщательной проверки, анализа, творческих изысканий. Главная его заслуга состоит
в том, что он изучил и систематизировал множество позиций, возникающих хотя
и в разных дебютах, но решаемых адекватно. Он первый доказал, что дебют - это
не застывшая схема, а постоянно развивающийся организм.
Последующие годы в истории шахмат характеризовались тем, что за одним лишь исключением
- американец Роберт Фишер - чемпионами мира становились исключительно представители
русской школы шахмат. Последним - 13 чемпионом - стал Гарри Каспаров. После
этого в шахматном мире произошел раскол. Но это уже не ранняя, а новейшая история
этой одной из древнейших игр.
|